Как создать некоммерческую организацию?
Из ст.30 Конституции РФ:
"Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений
гарантируется".
*
НКО обладают "специальной" правоспособностью, они не могут заниматься "чем угодно", а только теми видами деятельности,
которые определены их уставом. По закону, НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения своих некоммерческих целей.
Как сказано в законе, такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям НКО, а также приобретение и
реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. НКО вправе
иметь в собственности любое имущество, находящееся в гражданском обороте, источником которого могут являться любые не запрещённые законом поступления.
Полученная НКО прибыль не подлежит распределению между членами НКО.
По организационно-правовым формам можно выделить три крупные группы НКО:
1. общественные объединения (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности);
2. НКО, прямо указанные в законе, но не относящиеся к общественным объединениям (фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономная некоммерческая
организация и государственная корпорация);
3. НКО, действующие на основе специального законодательства.
Общественные объединения
В Конституции Российской Федерации нет каких-либо ограничений для членства в общественных объединениях. По
ст. 19 Федерального закона РФ от 19.05.95 г., учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, членами
молодежных организаций - 14 лет, а детских достигшие восьмилетнего возраста, если иное не установлено федеральными законами об отдельных видах общественных
объединений; иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными
договорами России. Однако в других нормативных актах содержатся некоторые ограничения для отдельных социальных групп. Так, военнослужащие, сотрудники налоговой
полиции, судьи не вправе состоять членами политических общественных объединений.
Согласно закону, общественные объединения могут либо регистрировать свои уставы в органах юстиции и приобретать статус юридического лица, либо функционировать
без государственной регистрации и без приобретения прав юридического лица.
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность
государственных органов и должностных лиц не допускается, кроме случаев, когда это предусмотрено законом.
Гражданско-правовой режим общественных объединений не отличается от других НКО, за исключением редких случаев . К примеру, общественное объединение не может быть признано банкротом и ликвидировано как несостоятельное (обанкротившееся).
Кроме того, важно отметить, что из всех НКО только общественные объединения, согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской
Федерации" от 21 июля 1994 г., наделены правом обращения в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан, чьи права
и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Рассматривая такие дела, Конституционный Суд РФ решает исключительно
вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или
иных органов.
Благотворительные организации
Статус благотворительных организаций урегулирован специальным Федеральным законом РФ от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях". По закону, благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) НКО, созданная для реализации
предусмотренных законом благотворительных целей путём осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий
лиц. Установлено, что благотворительные организации могут создаваться в формах общественных организаций, фондов, учреждений, и в "иных формах, предусмотренных
федеральными законами для благотворительных организаций". Учреждения как благотворительные организации вправе создавать лишь сами благотворительные организации.
Государственные и муниципальные структуры не вправе учреждать благотворительные организации, последние вправе создавать хозяйственные общества, но не имеют
права участвовать в таких обществах совместно с другими лицами.
Благотворительные организации обладают специальной правоспособностью, иначе говоря, они обязаны заниматься только строго целевой деятельностью и расходовать
денежные средства исключительно на благотворительные программы.
Цели благотворительной деятельности, как они указаны в ст. 2 упомянутого закона:
социальная поддержка и защита граждан, включая материальную поддержку малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые
в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов,
жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, защите материнства, детства и отцовства;
содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического
состояния граждан;
содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
охрана окружающей природной среды и защита животных;
охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Установлен более строгий, чем для иных НКО, режим контроля за расходованием денежных средств и имущества благотворительных организаций.
Правозащитные организации
Законодательство РФ не содержит определения "правозащитной организации", хотя исследователи отмечают специфику таких НКО, как нацеленных на обеспечение
прав и интересов широких слоев населения и конкретных лиц, а не только на реализацию узкогрупповых интересов. Именно правозащитные структуры содействуют
становлению и полноценному функционированию гражданского общества, а при взаимодействии с государственными органами способны обеспечить более эффективный
контроль за соблюдением прав и свобод человека. Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного
движения в Российской Федерации" предписано установить сотрудничество аппарата Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ с
правозащитными организациями, а органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано оказывать правозащитным организациям помощь в их деятельности,
в том числе предоставлять помещения и здания на льготных условиях.
Правовые последствия регистрации НКО
При создании НКО необходимо чётко представлять юридические последствия такого решения. Важно правильно, с учётом целей деятельности, материальных, кадровых
и организационных ресурсов, избрать правовую форму НКО, подумать о размещении офиса, возможностях контроля за своевременным получением НКО адресованной
данной НКО корреспонденции и т.д. Государственная регистрация влечет обязательное ведение бухгалтерского учёта, своевременную налоговую отчётность, оформление
правоотношений с другими организациями и гражданами.
НКО вправе учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность. Права и обязанности учредителя возникают с момента регистрации
средства массовой информации. От регистрации освобождены периодические печатные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров. Учредитель утверждает устав
редакции и (или) заключает договор с редакцией СМИ (главным редактором). Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные,
имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов
и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции.
При оформлении трудовых отношений необходимо строго руководствоваться Кодексом законов о труде (КЗоТ) РФ. Вместе с тем, необходимо чётко представлять, какую
деятельность в НКО осуществляет гражданин, а следовательно, какая юридическая форма наиболее подходит для данного случая.
Согласно ст. 15 КЗоТ РФ, трудовой контракт (договор) - соглашение между трудящимся и НКО, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по
определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а НКО обязуется выплачивать трудящемуся заработную
плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Следовательно, при приеме на
работу НКО должно иметь штатное расписание, содержащее наименование профессий в соответствии с действующими в РФ классификаторами, инструкции, соответствующие
утвержденным Минтрудом РФ квалификационным требованиям, и правила внутреннего распорядка. На работника ведётся трудовая книжка, он подлежит социальному
и медицинскому страхованию, пенсионному обеспечению и пользуется правом на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством.
Не следует полагать, что термин "контракт" позволяет менять условия труда в худшую для работников сторону, ибо по ст. 5 КЗоТ РФ, условия трудовых контрактов,
ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
Согласно ст. 17 КЗоТ РФ, трудовые договоры (контракты) могут заключаться на неопределённый срок, на определённый срок не более пяти лет или на время выполнения
определённой работы, при этом срочный контракт заключается лишь в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с
учётом характера предстоящей работы, или условий её выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом.
Часто возникают сложности по разграничению трудовых и гражданско-правовых договоров, поскольку такие договоры, как договор подряда, договор поручения,
авторский договор, договор на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, договор на оказание услуг кажутся близкими, по содержанию
работы, трудовым договорам. Однако юридическое наполнение этих договоров различно. Гражданско-правовые договоры не влекут подчинения администрации
НКО и внутреннему трудовому распорядку НКО, не требуют выполнения любых работ в рамках трудовой специальности, а лишь работ, конкретно указанных в гражданско-правовом
договоре, не ограничивают материальную ответственность исполнителя, оплачиваются по соглашению сторон, а не по штатному расписанию НКО.
С добровольцами (волонтёрами) НКО желательно также заключать соответствующие договора-контракты,
что позволяет грамотно оформлять различные расходы (командировочные и другие).
НКО и налоговые правоотношения
Налоговое законодательство, по ст. 2 НК РФ, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов
и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение
налоговых правонарушений. То, что допускается ГК РФ (в частности, при оформлении договоров и осуществлении хозяйственных операций), зачастую не воспринимается
налоговым законодательством.
Следует придерживаться в налоговой сфере "стратегической линии", обусловленной некоммерческим характером деятельности, оставляя
область предпринимательства для хозяйственных товариществ и иных коммерческих структур, пусть даже созданных с участием НКО. В этом случае доходы НКО не
будут облагаться налогом на прибыль и целым рядом иных налогов. Например, по Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий
и организаций", плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а бюджетные учреждения и другие
некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов
над расходами. То есть, если привлечённые средства будут своевременно использованы на уставную деятельность,
не возникнет необходимости выплачивать налоги с прибыли.
При ведении хозяйственной деятельности НКО следует учитывать, что составляемые документы должны одновременно соответствовать требованиям нескольких
отраслей законодательства, нормы которых содержатся, в частности, в Гражданском кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ и Федеральном законе РФ от 23 февраля
1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. ФЗ РФ от 23 июля 1998 г.).
Хозяйственные операции НКО должны оформляться при их совершении либо сразу после окончания операции. К учету принимаются
только те документы, которые составлены по образцам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если эти формы не предусмотрены,
то документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете". Точка зрения государства в этой сфере
предельно ясна в пункте 1 ст. 9 упомянутого закона: "Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными
документами". Иначе говоря, НКО обязаны каждый раз оправдываться перед государством, "прикрываться" правильно оформлнной бумажкой, и нельзя забывать, что
срок хранения документов, явившихся основанием для бухгалтерских записей - не менее пяти лет.
Согласно ФЗ РФ "О бухгалтерском учете", общественные объединения и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской
деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность один раз
в год и в упрощенном виде: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств.
Существует жесткая взаимосвязь между правильным ведением бухгалтерского учета, хозяйственной деятельностью НКО и налогообложением.
Оформление безвозмездной помощи
Под безвозмездной помощью (содействием) понимаются средства, товары (за исключением подакцизных), работы или услуги, получаемые на безвозмездной основе
в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) и не подлежащие полной или частичной продаже.
Средства, полученные в рамках безвозмездной помощи, не облагаются налогом на прибыль; товары, работы и услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость,
имущество - налогом на имущество, а физические лица, получившие эту помощь, не уплачивают с таких сумм подоходный налог. Имеются льготы при уплате налогов
в дорожный фонд, а также освобождение от уплаты таможенного тарифа.
Ответственность некоммерческих организаций
Общественные объединения, подлежат ответственности не только за деяния, наносящие ущерб интересам государства, но и за решения и действия, ущемляющие права
граждан, которые пользуются в данном случае судебной защитой. По Закону РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"
от 27 апреля 1993 г., каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) общественных объединений
или должностных лиц нарушены его права и свободы. К действиям (решениям) общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд,
относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином
его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Гражданин вправе обратиться
с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности общественному
объединению.
Стоит разграничивать конституционную ответственность НКО, прежде всего общественных объединений, от административной или гражданско-правовой ответственности,
а также от административной или уголовной ответственности руководителей и участников (членов) НКО. Принятие руководящими органами или их должностными лицами
решений либо осуществление действий, противоречащих уставу, является неправомерным. В уголовном праве подобные ситуации квалифицируются как должностные
преступления.
Так 16 декабря 2011 года было возбуждено уголовное расследование на руководство Всероссийского общества слепых ( ст.160 ч.4 УК РФ).
Если же должностные лица и органы НКО действуют в рамках устава и предоставленных им полномочий, совершая при этом гражданско-правовые нарушения
(например, невыполнение обязательств по сделке), то ответственность несет организация.
Информационная прозрачность общественных объединений
По Указу Президента РФ "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" от 31.12.94г. № 2334, деятельность общественных объединений должна осуществляться
на принципах информационной открытости, что означает доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные
интересы; систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях; осуществление гражданами контроля за деятельностью общественных
объединений и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан. В соответствии с действующим законодательством,
граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности общественных объединений и их должностных
лиц.
Опять же, благодаря независимым экспертам, стало известно, что деятельность ВОС, одной из крупнейших всероссийских
организаций инвалидов, абсолютно далека от фактической.
Общественные объединения, их должностные лица обязаны представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по любым запросам редакций, а также
могут проводить пресс-конференции, рассылки справочных и статистических материалов. Редакция имеет право подать заявку в орган общественного
объединения на аккредитацию при нем своих журналистов. Органы общественных объединений обязаны аккредитовать заявленных журналистов при условии соблюдения
редакциями правил аккредитации, установленных этими органами. Аккредитовавшие журналистов органы обязаны своевременно извещать их о заседаниях, совещаниях
и иных мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и другими документами, создавать условия для производства записи. Аккредитованный
журналист имеет право присутствовать на заседаниях, конференциях, круглых столах и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, за исключением закрытых мероприятий. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила
аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, только в единственном случае, подтверждённым соответствующим решением суда.
Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности общественных объединений и их должностных
лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных объединений,
их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен,
только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Общественное объединение вправе
потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном
средстве массовой информации, при этом, если представлен текст опровержения, то распространению подлежит данный текст.
Защита прав общественных объединений
Согласно уже имеющейся практики, можно говорить о том, что существует общая методика возмещения ущерба, возникшего в результате неправомерных деяний чиновников. У пострадавшего
юридического лица есть несколько вариантов защиты своих прав: в административном порядке - путём подачи жалобы в вышестоящий государственный орган или
прокуратуру; в судебном порядке - через арбитражный суд; в уголовно-процессуальном порядке - если виновный привлечён к уголовной ответственности, а предприятие
признано гражданским истцом.
По материалам практического пособия
"Правовой статус некоммерческих организаций в России",
изданного в рамках Программы "Поддержки Общественных Инициатив", Центром за Демократию и Международным благотворительным фондом политико-правовых исследований
"Интерлигал".
Комментариев нет:
Отправить комментарий