Автор: Мария Трушкова, директор по маркетингу PromoPult Очевидно, что автоматизация — один из самых сильных инструментов снижения себестоимости работ и ускорения темпов. Мы задались вопросом — какова доля автоматизированных работ в современном диджитале, и попросили специалистов крупнейших агентств рассказать, как автоматизация вписывается в экономику компаний. Какие средства автоматизации используются — собственные или общедоступные, и какие процессы по-прежнему нужно делать руками. Павел Мухунов, менеджер по контекстной рекламе маркетингового агентства «Биплан»: Мы используем Power Bi для быстрого аудита рекламных кампаний. С его помощью можно получить информацию о проблемных ссылках, отсутствующих расширениях или ошибках в семантике и настройках кампаний. Так для специалистов легче проходит погружение в новый проект. Вскоре после запуска проекта наши аналитики настраивают выгрузку данных из рекламных систем и средств аналитики в единую Google-таблицу. В разрезе рекламных источников и отдельных кампаний ежедневно обновляются данные и подсчитываются показатели KPi. Запуск новых направлений происходит на 70% вручную. Медиаплан подсчитывается на основе данных, предоставляемых рекламными системами, и кейсов из схожей тематики. Со сбором семантики и составлением рекламных кампаний помогают специальные макросы Excel. Дмитрий Севальнев, руководитель департамента SEO и рекламы в «Пиксель Плюс», евангелист «Пиксель Тулс»: Да, в современных интернет-агентствах, к которым, мы, конечно, относим и «Пиксель Плюс», многие из этапов автоматизированы, хотя и экспертная оценка требуется, совсем без неё — сложно. Если рассматривать этап формирования КП, то тут полностью автоматизированы следующие этапы: - Оценка видимости сайта и конкурентов по ядру.
- Анализ конкурентов по основным характеристикам, важным для SEO.
- Анализ сезонности спроса.
- Генератор / формирование самого КП.
- Первичный SEO-аудит.
- Аудит рекламных объявлений в Яндекс.Директ.
Частично автоматизированы: - Сбор семантики.
- Построение прогноза на поисковый трафик и контекстную рекламу.
- Расчёт CPC и CPL/CPA для тарифов.
- Построение плана работ по месяцам.
- Более глубокий SEO-аудит сайта и рекламных кампаний.
Продвигаясь далее, по этапам работы с проектом, автоматизированы: - Регулярный контроль показателей проекта, важных для SEO.
- Получение ключевых KPI по проектам на SEO и в контекстной рекламе: CPC, CPC с учётом сезонности, CPA, доля брендового трафика, динамика, поиск просевших показателей, оценка потенциала роста,
- Расчёт основных KPI.
Более 50 различных блоков автоматизированы в «Пиксель Тулс» и доступны для рынка, для ведения проекта по SEO также доступен крупный модуль «Проекты», а финансовые показатели и ряд дополнительных инструментов находятся в скрытой области — личных кабинетах компании. Илья Исерсон, владелец контекстного рекламного агентства MOAB: Доля автоматизации на разных этапах различается. В нашем случае — в контекстной рекламе — тяжелее всего автоматизировать очистку и кластеризацию семантики для контекстной рекламы. Почему не получается автоматизировать очистку, я не раз рассказывал. Кластеризация по топу тоже не работает в контексте. Таким образом, автоматизация как в SEO «не взлетает» в контексте — или придется смириться с ростом цены клика и прочими негативными последствиями. КП «на автопилоте» не готовим, немного не наш формат. В случае конвейерного «Кокоса» — другого пути нет, но в нашем случае выгоднее обработать в месяц лишь несколько сотен заявок, но качественно и с ручной проработкой предлагаемой стратегии взаимодействия. Константин Астахов, руководитель Департамента продвижения в «Скобеев и Партнеры»: При подготовке КП автоматизирован пока достаточно небольшой пул работ. Заполнение шаблона типового КП производится вручную — добавлением запрошенных для расчета данных: прогноз KPI и стоимость. Расчет же запрошенных прогнозных показателей ведется в полуавтоматическом режиме — посредством группировки данных в Гугл-таблицах. Подобный скоринг семантики производится как для подготовки прогнозов по позициям, так и по прогнозируемому приросту посещаемости или лидам. При проектном управлении проектами порядка 60% работ проводится в авто- и полуавтоматическом режимах с использованием соответствующего ПО в зависимости от типа производимых работ. Что делается в автоматическом режиме: - Технический анализ/аудит (выгружаемый документ сразу отправляется в качестве готового ТЗ на реализацию в тех. отдел).
- Составление ТЗ на копирайтинг (не путать с генерацией) — на выходе практически готовый формат тех. задания, передаваемый исполнителю.
- Получение различного рода данных при анализе конкурентов — количество ссылок, видимость по пересекаемому семанту, структуру, количество страниц с контентом и т.п. — производится в полуавтоматическом режиме, получая выборку именно тех конкурентов, с которыми проводится более точечный «ручной анализ».
- Сбор структуры и семантики по проектам (+ кластеризация) — также проводится в авто режиме.
Андрей Ефремов, руководитель отдела продвижения компании Webit: Полная автоматизация процесса продвижения — это утопия. Компании и сервисы, обещающие без вмешательства владельца продвинуть его сайт в поисковых системах — либо используют крайне рискованные методики продвижения (например, накрутку поведенческих факторов), либо попросту обманывают заказчиков. Тем не менее, отдельные этапы работы по раскрутке бизнеса вполне поддаются автоматизации. Наиболее сильный прогресс с точки зрения автоматизации у нас наблюдается в SEO. Это обусловлено тем, что уже более 10 лет различные SEO-задачи автоматизировались и превращались в отдельные веб-сервисы. Сейчас все эти сервисы объединены в единый инструмент, который выступает как отдельный продукт на рынке, и которым мы сами активно пользуемся. В других отделах также многие процессы автоматизированы. В частности, в отделе рекламы все отчеты по рекламным кампаниям агрегируются посредством PowerBI в единый отчет, к которому все клиенты получают доступ и имеют возможность мониторить важные показатели в том числе на мобильных устройствах. Кроме того, в нашей компании используется CRM собственной разработки, которая позволяет значительно упростить целый ряд бизнес-процессов: от погружения клиента в работу над проектом (клиент в режиме реального времени видит, какие задачи сейчас находятся в работе, и может принимать в них активное участие) до ежемесячной отчетности, выставления счетов и документооборота. Ольга Макаревич, старший менеджер поискового продвижения агентства интернет-рекламы i-Media: - делается ли что-то на автопилоте при подготовке КП?
От 30 до 70% работ. Первичная генерация КП автоматическая. Последующие точечные корректировки прогнозов и стоимости — ручные. Все предпродажные аудиты готовятся вручную с использованием внутренних и сторонних инструментов по техническим пунктам. Процесс отлажен (автоматизирован) и работает в 70% стандартных продаж по одной схеме. Тендерные продажи, безусловно, не входят это число. - многое ли автоматизировано на стартовом этапе работ?
Шаблонизирован процесс: есть регламент, по нему заведены базовые задачи в CRM, на запуске проекта автоматически появляется список базовых работ для оптимизатора и МРК на первые 1-2 месяца. Базовыми задачами являются: стратегия, планы, семантика, проверка по тех. чек-листу и др. Выполнение самих задач — это уже полуавтоматизированная работа с использованием сервисов и инструментов (как внутренних, так и внешних). - что делается на автомате во время постоянных работ над проектом?
Ежемесячно: - Проверка сайта по техническому чек-листу + подготовка ТЗ.
- Проверка по чек-листу коммерческих и поведенческих факторов + подготовка ТЗ.
- Крауд-маркетинг, работа с репутацией (сначала составляется ручная стратегия, потом запускается полу-автоматизированная работа по стратегии).
- Генерация отчетов — автоматическая + ручная перепроверка и подготовка выводов. Для 10-20% клиентов отчеты в индивидуальном, часто ручном формате.
- Сбор/корректировка/группировка семантики — полуавтоматический процесс.
Рамазан Миндубаев, Tech Head of SEO TRINET.Group: Мы персонально подходим к каждому нашему клиенту, выясняем его потребности и задачи. У нас получилось автоматизировать этап подготовки коммерческих предложения под каждого клиента. Все работы разбиты на блоки, по каждому блоку работ мы делаем оценку вручную, подготовку документа и расчёт стоимости производит сервис формирования КП нашей собственной разработки. Автоматизация есть в виде создания шаблонных групп в корп.портале, рабочих папок и файлов, постановки типовых задач и формирования базового плана работ. Автоматизирован съем позиций, проверка падения хостинга, изменение оптимизации на посадочных страницах по сравнению с нашей эталонной оптимизацией, мониторинг основных тех.ошибок (robots, коды ответа, индексация, места-теги) и т.д. Под мелкие задачки есть различные парсеры. Михаил Карбоинов, Head of SEO, Netpeak: Доля автоматизации разная, выделить в процентном выражение сложно, но если коротко: - На этапе КП в основном автоматизируется оформление документа и формирование некоторых блоков документа, которые можно получить на автомате из ERP системы.
- На стартовом этапе работ, да и в принципе, далее максимально автоматизированы процессы и контроль их соблюдения.
- Автоматизирован мониторинг важных показателей проектов, KPI, формирование отчетов.
Ответы не удивили — современный диджитал не может существовать без автоматизации. Но детали, которыми делятся специалисты, заслуживают внимания. Интересно, как из внутренних разработок вырастают хорошие публичные инструменты, и как средства автоматизации ложатся на бизнес-процессы компаний. |