29 янв. 2016 г.

Карго-культ кластеризации по ТОПу

Рассылка SearchEngines.ru Неправильно отображается?
Посмотреть в браузере.
29 января

2016 года

СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ
 

 
12 февраля, с 10:00 по 19:30 в онлайн-режиме пройдет бесплатная конференция WebPromoExperts SEO Day в которой лучшие специалисты украинского, российского и зарубежного рынков поделятся со зрителями массой полезной информации о последних SEO-тенденциях, изменениях и трендах.

В программе будут практические кейсы от Google, Яндекс, Ahrefs, SEMRush, Buzzsumo, Seoprofy, Promo.ua, MOYO. А во время круглого стола у каждого слушателя будет замечательная возможность получить ответ от специалиста на самый наболевший вопрос, касающийся оптимизации сайтов.Также ожидается выступление Екатерины Гладких, аналитика Яндекса, которая расскажет о "Минусинской экспедиции".

Во второй половине дня состоится англоязычная секция конференции, в которой будет обсуждаться специфика уже зарубежного рынка и работы с ним. А также, в секции «вопрос-ответ» слушатели смогут задать вопросы самому Рэнду Фишкину, сооснователю сервиса MOZ

Программа конференции

Для того чтобы стать участником конференции, необходимо всего-лишь зарегистрироваться на сайте и подключится к трансляции 12 февраля, в 10:00, по Киеву (11:00 МСК).

После конференции, видео всех докладов и презентации докладчиков получит каждый слушатель. А также, будут бонусы, подарки и “плюшки” от организаторов и партнеров конференции.

Карго-культ кластеризации по ТОПу

Сергей Людкевич
Автор: Сергей Людкевич - независимый консультант, супермодератор форума о поисковых системах Searchengines.Guru.
Сфера профессиональных интересов - исследование алгоритмов ранжирования поисковых машин, разработка методик поискового продвижения сайтов.

 

В последнее время в SEO-индустрии стала очень модной тема максимального расширения семантики и так называемой кластеризации запросов, т.е. создания наиболее оптимальных для продвижения вариантов группировки запросов на одной странице сайта. Образовался ряд сервисов, предлагающих небесплатные услуги автоматического решения задачи кластеризации.

Логика здесь проста – раз необходимо использовать максимально широкое семантическое ядро, то неизбежно возрастают трудозатраты на ручную группировку запросов, а, значит, необходима автоматизация. Владельцы этих сервисов развернули мощную информационную кампанию по пропаганде своего подхода к кластеризации, который заключается в группировке запросов на основе анализа выдачи поисковых машин. Вкратце, логика метода такова – если по разным запросам в ТОПе поисковой выдачи находится достаточное количество одних и тех же страниц, то делается вывод о совместимости данных запросов для продвижения на одной странице. Если же таких общих страниц нет, то запросы признаются несовместимыми. Данный метод кластеризации запросов по ТОПам объявляется единственно верным, причем в пиар-риторике звучат слова о «гарантированном продвижении в ТОП» кластеризованных таким образом запросов. На самом же деле, взятие именно этого метода на вооружение сервисами объясняется банально – легкостью его автоматизации.

Вообще такой подход, заключающийся в имитации наблюдаемых процессов без попытки понять их природу, очень напомнил мне одно любопытное явление, называемое культом карго. Оно получило распространение во время второй мировой войны на островах Тихого океана, когда коренные жители наблюдали процесс доставки грузов транспортными самолетами для снабжения базировавшихся там американских войск. В надежде также получить полезные грузы, привозимые «железными птицами» с неба, туземцы стали строить импровизированные аналоги взлетно-посадочных полос, сооружали из дерева макеты самолетов, зажигали сигнальные костры, имитировали различные действия обслуживающего персонала аэродромов и военных баз.

Что-то подобное происходит сейчас и в процессе «кластеризации по ТОПу». На веру принимается некое предположение, что между различными запросами существуют некие скрытые семантические связи (часто называемые интентами), которые в общем случае нельзя понять, но которые почему-то оказывают очень сильное влияние на процесс ранжирования. Настолько сильное, что употребление в тексте терминов, имеющих скрытые семантические связи с базовым запросом, позволяет гарантированно выходить в ТОП по нему. И, наоборот, группировка на одной странице запросов, не имеющих скрытых семантических связей, ведет к гарантированном провалу продвижения по любому из них.

Ну, как же – ведь не найдено ни одного документа, который одновременно хорошо бы ранжировался по этим запросам, значит, это невозможно в принципе, один запрос «топит» другой. С другой стороны, раз мы видим в ТОПе один документ по двум разным запросам, значит, эти запросы помогают друг другу в ранжировании. Ну, прямо один-в-один беззаветная вера туземцев, поклоняющихся карго-культу, что деревянный самолет на лесной просеке привлечет самолет настоящий! Хотя на самом деле, наличие в топе одного документа по разным запросам может означать лишь то, что лицо, ответственное за его продвижение, по какой-то причине сгруппировало эти запросы для продвижения на одной странице.

В общем-то, как некое начальное приближение для кластеризации, наверное, это не самое худшее решение. Это решение, которое потом нужно обязательно улучшать, а отнюдь не панацея, гарантировано обеспечивающая вывод в ТОП. Тем, более, что явно выраженная положительная обратная связь метода кластеризации по ТОПу, будет еще больше усиливать в глазах метода некие изначальные, неизвестно по какой причине выбранные кем-то, группировки.

Что же касается пресловутых скрытых смысловых связей между запросами, в общем-то, действительно существует понятие скрытого семантического индекса (latent semantic indexing – LSI), целью которого является выявление определенных смысловых связей между различными терминами. И поисковые машины действительно используют определенные техники, связанные с этим методом для решения некоторых вспомогательных задач, например, тематической классификации текстов или фильтрации спама. Но чудодейственной силы, напрямую заметно влияющей на ранжирование, приписываемой LSI поклонниками «карго-культа» кластеризации по ТОПу, до сих пор не замечено, хотя проводилось немало экспериментов с момента появления в Яндексе «подсветки» в сниппетах синонимов и так называемых «спектральных» терминов (подробнее о «спектральной» примеси смотрите в моей статье «Примеси к органической выдаче Яндекса»). Тематически связанные с базовым запросом термины могут помочь в ранжировании только в том случае, когда по какой-либо причине невозможно употребление (полное или частичное) в тексте терминов базового запроса – например, в случае запросов на естественном языке или с опечатками и грамматическими ошибками.

Итак, отбрасывая всю пиар-шелуху, навернутую владельцами сервисов на тему продажи своих услуг, попробуем понять, на какие базовые принципы должна описаться действительно эффективная кластеризация.

Собственно, как таковой непосредственной «помощи», и, наоборот, антагонизма между различными запросами, продвигаемыми на одной странице, не существует. Однако есть некие базовые принципы, которых стоит придерживаться при группировке запросов.

Во-первых, это классификация запросов. Не секрет, что поисковые машины давно научились разделять запросы на различные группы, и ранжировать эти группы по-разному. Поэтому логично будет на одной странице объединять запросы одной классификационной группы и по возможности избегать совместного использования запросов из разных классификационных групп. И не потому что запросы помогают или мешают друг другу, а потому, что эффективней оптимизировать конкретную страницу под одну формулу ранжирования, чем под несколько.

Для Яндекса я бы выделил два основных типа классификации запросов:

1. геозависимые / геонезависимые;
2. коммерческие / некоммерческие.

Геозависимые запросы ранжируются региональными формулами, геонезависимые – общероссийской. Коммерческие – коммерческой формулой, а некоммерческие, соответственно, некоммерческой. Разные подходы в ранжировании разных типов запросов, собственно, и диктуют необходимость учета этого факта при кластеризации. Например, в коммерческой формуле важную роль играют коммерческие факторы ранжирования (подробнее о них смотрите в моих статьях «Коммерческие факторы. Доверие» и «Коммерческие факторы ранжирования. Взаимодействие с пользователем»).

Классификация геозависимости запроса, в общем-то, не представляет особого труда, геонезависимые запросы ранжируются одинаково во всех регионах, в то время, как по геозависимым выдача в регионах существенно различается.

Классификация коммерческих запросов является более сложной задачей, но и здесь есть достаточно эффективные методы, основанные на оценке доли коммерческих результатов в выдаче, очищенной от примесей, и наличию контекстной рекламы. Об одном из достаточно простых методов классификации коммерческости запроса я упоминал в своей статье «Сеанс поисковой магии, или смещения в языке запросов Яндекса».

Следует обратить внимание тот факт, что в отличие от геозависимости, коммерческость не является бинарной величиной. Классифицировав запросы на геозависимость и коммерческость, остается при кластеризации просто придерживаться принципа, чтоб запросы с одинаковыми значениями коммерческости и сходными значениями геозависимости группировались вместе.

На дальнейшем этапе кластеризации можно придерживаться принципа контекстуального сходства терминов в запросе и контенте. Так, в Яндексе существует три типа контекстуального сходства:

1. точное вхождение
2. с точностью до словоформы
3. с точностью до синонима

Причем, степень влияния на ранжирование значительно убывает с переходом на следующий тип. Поэтому, при группировке запросов, следует в первую очередь обращать внимание на степень пересечения точных вхождений, далее словоформ и, в последнюю очередь, – синонимов.

При этом всегда необходимо руководствоваться логикой представления информации на страницах сайта. Никогда не следует забывать, что первична именно логика представления информации, а не подгонка представления информации под искусственно кластеризованные (в том числе и «по ТОПу») запросы, например, путем так называемого «тегирования», а попросту размещения списков ключевых слов, и прочих манипулятивных техник. При условии, что вы действительно дорожите своим сайтом, а не генерируете «однодневку» под сбор трафика с целью его дальнейшей перепродажи.

И не следует забывать, что кластеризация – это не чудодейственный инструмент, гарантирующий попадание в ТОП, не «серебряная пуля» поисковой оптимизации, а всего лишь начальное приближение, которое можно и нужно улучшать по мере развития сайта.

Google обновил Руководство для вебмастеров

Google значительно обновил один из базовых документов для оптимизаторов – Руководство для вебмастеров.

Была переработана вступительная часть документа и сделан акцент на необходимости применения указанных рекомендаций. Весь документ теперь разбит на два тематических блока – Общие рекомендации и Рекомендации по обеспечению качества.

В свою очередь первый из них включает следующие подразделы:

  • Помогите Google найти ваш сайт;
  • Помогите Google проанализировать ваш сайт;
  • Сделайте сайт удобным для пользователей.

В целом, содержание этого раздела было расширено. В нём появилось больше примеров, пояснений и ссылок на справочные ресурсы.

Новости за неделю

Приложение AdWords для iOS доступно всем рекламодателям

Google запустил приложение AdWords для iOS для всех рекламодателей. Бета-версия тестировалась в декабре. С помощью приложения пользователи сервиса смогут отслеживать статистику эффективности кампаний, корректировать бюджеты и ставки, а также получать расчёты и оповещения о статусе объявлений.

Yahoo запустила новый дизайн главной страницы и приложения

Yahoo представила новый дизайн главной страницы портала Yahoo.com и своего основного приложения в США. Изменения призваны облегчить поиск и потребление новостного контента, а также обеспечить единообразие пользовательского опыта по всем платформам. Теперь посетителям портала больше не нужно открывать каждую статью в отдельной вкладке. Вместо этого, они смогут просмотреть похожие материалы на одной странице.

Google AdWords будет поддерживать только Internet Explorer 11

Google AdWords объявил о прекращении поддержки всех версий браузера Internet Explorer, кроме актуальной – IE 11. «Начиная с 7 марта 2016 года, AdWords будет поддерживать только Explorer 11. Если для доступа к сервису вы используете IE 10, мы советуем вам обновить его до последней версии или перейти на другой поддерживаемый браузер», - сообщается в Google+.

Яндекс.Недвижимость прекращает работу в Беларуси, Украине и Казахстане

C февраля месяца сервис Яндекс.Недвижимость прекратит работу в Беларуси, Украине и Казахстане. Об этом несколько дней назад компания Яндекс письменно уведомила партнеров сервиса. Пресс-служба поисковика подтвердила закрытие сервиса и в качестве причины принятия такого решения указала следующее: «В своём текущем виде сервис не помогает пользователям находить всю информацию о предложениях на рынке. Поэтому мы приняли решение закрыть сервис в тех странах, где считаем недостаточными нашу полноту и уровень качества информации о предложениях на рынке недвижимости».

Канадский поисковик Shodan показывает видео с частных веб-камер любому пользователю

Европейские специалисты в области исследования поисковой безопасности бьют тревогу. Дело в том, что канадский поисковый сервис Shodan некоторое время назад представил новый раздел, где пользователи могут просматривать изображения с частных веб-камер, подключенных к интернету. Возможности поисковой системы автоматически обнаруживают подключенные к сети устройства с открытыми портами.

Структурированные описания объявлений AdWords на разных языках

Команда Google AdWords сообщила о том, что с недавних пор структурированные описания к текстовым объявлениям можно использовать не только на английском, но и на голландском, испанском, итальянском, немецком, польском, португальском, русском, французском, шведском и японском языках.

Яндекс сменил домен и логотип новой версии Кинопоиска

Компания Яндекс, владеющая сервисом Кинопоиск, перенесла новую версию сайта на другой домен и изменила логотип сервиса. Новая версия сайта, которая ранее была расположена на домене beta.kinopoisk.ru, теперь находится по адресу plus.kinopoisk.ru. Доменное имя, как видим, поддерживается новым логотипом — вместо значка «бета» теперь находится плюс.

Facebook удвоил чистую прибыль в 2015 году

Facebook огласил финансовые результаты за четвёртый квартал 2015 года и год в целом. По данным отчёта, квартальная прибыль компании впервые превысила $1 млрд и составила $1,56 млрд или 79 центов из расчёта на одну ценную бумагу. Квартальная выручка Facebook выросла на 53% в годовом сравнении. Годовой доход Facebook увеличился на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг $17,93 млрд. Чистая прибыль составила $1,562 млрд.

Google AdWords добавил поддержку формул в пользовательские столбцы

Разработчики Google AdWords расширили возможности пользовательских столбцов в таблице статистики. Теперь в них можно добавить собственные формулы. Нововведение призвано сделать столбцы более полезными и сэкономить время, которое ранее тратилось на ручные вычисления.

Facebook расширил охват Audience Network на мобильный интернет

Facebook расширил показ рекламы Audience Network на мобильный интернет. Ранее он производился только в приложениях. Нововведение призвано привлечь новых издателей к использованию платформы. Кроме того, оно позволит 2,5 млн текущих рекламодателей Facebook охватить более широкую аудиторию.

Через несколько месяцев Яндекс закроет предыдущую версию Метрики

Команда Яндекс.Метрики сообщила, что окончательное закрытие предыдущей версии сервиса произойдет через несколько месяцев. При этом все старые отчеты по-прежнему можно будет найти в разделе «Отчёты предыдущих версий».Кроме того, аналитический сервис готов полностью отказаться от использования старого API. Команда сервиса сообщает также, что перенос in-page аналитики в Метрику 2.0 практически завершен: в ближайшие дни Вебвизор и тепловые карты начнут автоматически открываться в текущей версии Метрики.

Google тестирует показ рекламы на AMP-страницах

Google совместно с технологическими партнёрами тестирует различные сценарии показа рекламы на AMP-страницах. Цель экспериментов – удостовериться, что стандартные рекламные форматы и инструменты измерения корректно работают на страницах этого формата.

Аудитория интернет-пользователей в России составляет 84 млн. человек

Аудитория интернет-пользователей в России к концу 2015 года выросла почти на 4 миллиона и составила 84 миллиона человек. Таким образом, уровень проникновения интернета среди населения России в возрасте от 16 лет и старше достиг отметки 70,4% (в 2014 - 67,5%).

Microsoft вышел из группы FairSearch

Microsoft вышел из анти-Google коалиции FairSearch и прекратил её финансирование. Причины такого решения остались неизвестны. Пресс-служба компании от комментариев отказалась. FairSearch – это объединение интернет-компаний, которые ведут антимонопольную борьбу с Google. Альянс был создан в 2010 году.

Стоимость акций Apple упала на 6,5% на фоне замедления роста продаж iPhone

Корпорация Apple огласила результаты за I финансовый квартал 2016 года, который соответствует IV календарному кварталу 2015 года. В отчётном периоде выручка компании составила $75,9 млрд, чистая прибыль – $18,4 млрд или $3,28 из расчёта на одну акцию. Результаты Apple в очередной раз превзошли ожидания рынка. В то же время компания зафиксировала рекордно медленный рост продаж своего флагманского продукта – iPhone.

На «Рейтингах@Mail.ru» появился новый отчет «Наличие AdBlock»

Компания Mail.ru сообщила о появлении на «Рейтингах@Mail.ru» новой возможности – просмотра количества пользователей сайта, использующих блокировщик рекламы. Новый отчет отслеживает не только AdBlock, но и другие попытки заблокировать рекламу.

Periscope интегрируется с камерами GoPro

Приложение для трансляции потокового видео Periscope интегрируется с устройствами GoPro. Об этом сообщает пресс-служба Twitter в России. Пользователи сервиса теперь могут вести онлайн видеотрансляции в Periscope прямо с экшн-камер GoPro.

Стоимость акций Twitter упала на 4,6% на фоне ухода топ-менеджеров

Стоимость акций Twitter сократилась на 4,6% на фоне сообщения о том, что компанию покинут пять топ-менеджеров. В числе уходящих руководителей значатся старший вице-президент по продукту Кевин Уейл (Kevin Weil), вице-президент по разработкам Алекс Роттер (Alex Roetter), глава отдела медиа Кэти Стэнтон (Katie Stanton) и вице-президент по персоналу Брайан Шиппер (Brian Schipper).

Одним из трендов уходящего года стал динамичный рост мобильного трафика, по данным Liveinternet за декабрь 2015 года 58% трафика Рунета приходится на мобильные устройства. Безусловное конкурентное преимущество получит тот бизнес, который научится общаться с мобильной аудиторией на ее языке и конвертировать ее в своих клиентов.

Эксперты Ingate Digital Agency по SEO, контекстной рекламе и веб-аналитике обобщили свои знания и опыт работы с мобильной аудиторией в бесплатной книге «Мобильный трафик. Смартфон, как новый источник продаж с сайта», которая содержит простые и понятные рекомендации, примеры из практики и пошаговые инструкции.

Книга детально рассматривает понятие mCommece, определяя вложения в мобильную коммерцию как инвестиции в будущее. Адаптированная версия сайта, создание мобильного приложения, грамотное использование SMS-рассылок для формирования лояльности клиентов – вот минимальный must-have бизнеса, который хочет быть успешным в эпоху всеобщей мобилизации.

Авторы книги рисуют портрет мобильного пользователя в цифрах и фактах, а также дают практические рекомендации, как можно использовать представленные факты с учетом специфики мобильного поиска для ряда коммерческих тематик. Книга не только знакомит читателя со статистическими данными, но и показывает, как их использовать при создании бизнес-стратегий...

Подписаться на Twitter    Подружиться на Facebook    Отправить другу 
Copyright © 2016 Searchengines.ru,, All rights reserved.
Вы получили эту рассылку, поскольку регистрировались на сайте Searchengines.ru. Вы можете всегда отписаться от нее, переслать другу, а также обновить свой профиль подписчика.

Наш почтовый адрес:
Searchengines.ru, , Moscow, 65000, Russia
отписаться от этой рассылки    обновить настройки подписки 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оповещение Google – JavaScript

JavaScript Ежедневное обновление ⋅ 20 января 2025 г. НОВОСТИ Достойный противник классичес...