2 июн. 2017 г.

Power BI для SEO — как удобно контролировать видимость сайта

Рассылка SearchEngines.ru Неправильно отображается?
Посмотреть в браузере.
2 июня

2017 года

СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ

Подписаться на Twitter     Подружиться на Facebook      Группа ВКонтакте

Отправить другу

Power BI для SEO — как удобно контролировать видимость сайта

Автор: Евгений Аралов, SEO TeamLead команды SiteClinic

При продвижении сайта крайне необходимо отслеживать его видимость по собранной семантике в разрезе категорий, подкатегорий и сайта в целом. Контроль видимости позволяет вовремя реагировать на локальные изменения, выбирать приоритетные категории для продвижения и отслеживать эффективность внедряемых изменений.

В этой статье я покажу, как с помощью бесплатных инструментов Power BI и Google Sheets построить удобную платформу для отслеживания изменений видимости.

Пример отчёта по видимости в Power BI

Из статьи вы узнаете:

● что такое Power BI;
● какие метрики лучше использовать для отслеживания видимости;
● как подготовить данные для отправки в Power BI;
● как с помощью Power BI получать, обрабатывать и визуализировать полученные данные.

1. Что такое Power BI

Power BI — набирающий популярность бесплатный инструмент от Microsoft для бизнес-аналитики, позволяющий получать, обрабатывать и визуализировать данные из различных источников: файлов, баз данных, различных API.

Есть два типа приложений:

Power BI Desktop — десктопное приложение, обычно используемое для конструирования отчётов.
Power BI Service — онлайн-приложение, которое отлично подходит для анализа готовых отчётов.

2. Метрики оценки видимости

В работе мы используем следующие метрики:

1. Абсолютное значение запросов в ТОП-10 / ТОП-5 (условное обозначение TOП10);
2. Относительное значение запросов в ТОП-10 / ТОП 5 (%ТОП10);
3. Абсолютное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП 5 (WS-ТОП10);
4. Относительное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП 5 (WS%-ТОП10).

Эти метрики применимы ко всему сайту, группе документов, выборке запросов, документу.

Вот как может выглядеть отчёт по категориям с этими метриками:

Скриншот отчёта видимости по категориям в Power BI

Из отчёта видно, что у категории GIGI низкая видимость (всего 17% запросов в ТОП-10), при этом лишь 6% от Вордстата в ТОП-10. Это говорит о том, что в ТОПе находятся НЧ-запросы.

У категории TIGI обратная ситуация: хорошая видимость (78% запросов в ТОП-10) за счёт ВЧ-/СЧ-запросов (91% от Вордстата в ТОП-10).

Категория Kerastase имеет среднюю видимость, но основная часть запросов находится за пределами ТОП-10.

3. Подготовка данных для отправки в Power BI

Для формирования отчёта понадобятся следующие данные:

1. Структурированное семантическое ядро в файле Google Sheets;
2. Позиции по датам — удобно получать через API, но можно выгружать в Google Sheets. В статье я использую API сервиса съёма позиций Seolib.ru;
3. Отдельный список продвигаемых URL в Google Sheets — необходимо для группировки страниц, на которых были произведены изменения.

3.1. Отдельный список URL

Допустим, на нескольких страницах было добавлено вхождение в Title и ссылки, был убран текст. Мы хотим отследить в Power BI, как изменения повлияли на видимость URL. Для этого нужно сгруппировать страницы по типу вносимых изменений.
Формируем файл, где присваиваем нужному URL тег, соответствующий изменению: добавлено вхождение Title, убран текст, добавлено вхождение в ссылку. В будущем это позволит группировать страницы по данным тегам.

Файл должен содержать следующие столбцы:

URL | Изменение 1 | Изменение 2 | Изменение 3

Файл необходимо обновлять после каждого изменения.

3.2. Структурирование семантики в Google Sheets

Семантическое ядро необходимо добавить в Google Sheets и структурировать следующим образом:

Категория -> Подкатегория -> Запрос — > URL | Изменение 1 | Изменение 2 | Изменение 3 / WS / “WS” / !WS

где WS — частоты по Яндекс. Вордстату.

Пример реализации

В столбцы Изменение 1, Изменение 2, Изменение 3 необходимо импортировать теги из файла, который мы сформировали в предыдущем пункте. Для этого составим следующую формулу:

=IFERROR(VLOOKUP($D2;IMPORTRANGE(«id-файла-с-тегами»;»$A$1:$D$10000″);2;FALSE);»Без группы»)

Где

$D2 — ячейка с нужным URL;
“id-файла-с-тегами” — id файла, из которого мы импортируем теги;

$A$1:$D$1000 — диапазон таблицы с тегами;
2 — номер столбца с нужным тегом.

Результат:

Далее нам нужно опубликовать файл в интернете в формате CSV:

● нажимаем Файл — > Опубликовать в интернете;
● выбираем: Весь документ — > Формат CSV;
● сохраняем полученный URL.

3.3. Позиции по датам

Лучший метод получения данных по позициям — использование API сервиса. API позволяет напрямую отправлять данные в Power BI, минуя экспорт в интерфейсе сервиса.

Обычно работа с API выглядит следующим образом:

● получение уникального токена;
● формирование и отправка запроса;
● получение данных.

Вот так выглядит сформированный запрос по API сервиса SEOlib:

https://api.seolib.ru/v1/project/history/positions/by/daterange.json?access_token={уникальный-токен}&construct=rel&project_id={id-проекта}&filter_range=30.05.2017-31.05.2017

Если по каким-то причинам вы не можете получить доступ по API, позиции можно выгрузить в Google Sheets и опубликовать в формате CSV.

Загружать данные в Power BI будем по полученной ссылке.

4. Подключение и форматирование данных в Power BI

Прежде чем перейти к загрузке данных в Power BI, необходимо отключить политику конфиденциальности: Файл -> Параметры и настройки -> Параметры -> Конфиденциальность -> Игнорировать уровни конфиденциальности

Теперь перейдём к загрузке и обработке данных.

4.1. Загрузка семантики из Google Sheets

Чтобы загрузить сформированную в пункте 3.2. структуру, необходимо сделать следующее:

4.1.1. Получить данные

● нажать в ленте навигации Получить данные -> Интернет;

● в появившемся поле вставить сохранённую ссылку на файл с семантикой (см. п. 3.2.);

4.1.2. Изменить кодировку

Нужно выбрать кодировку UTF-8 и нажать на кнопку «Изменить»:

Результат:

4.2. Загрузка позиций

4.2.1. Создать источник

Нужно выбрать в ленте навигации Создать источник — > Интернет, вставить в него сформированный запрос.

Обычно по API данные отдаются в формате JSON — их нужно преобразовать в таблицу.

4.2.2. Преобразовать данные в таблицу

Для работы нужно преобразовать полученный набор данных в привычный табличный вид:

● Нажать «Record»;

● Преобразовать список в таблицу;

● Развернуть нужные столбцы;

Результат:

4.2.3. Добавить столбец с индексом

Этот столбец поможет нам с вычислением метрик.

● Выбрать в ленте навигации Добавить столбец -> Столбец индекса -> Настроить;

● Начальный индекс — 1; Инкремент — 0;

Результат:

4.2.4. Заменить значения

Обычно сервисы проверки обозначают позиции, которые находятся за пределами ТОПа, как ноль или прочерк.

Нам нужно привести их к виду [максимальная глубина съёма] + 1.

Например, если мы снимаем позиции с глубиной 100, значит, заменяем ноль или прочерк числом 101.

Кликаем правой кнопкой мыши на столбце с позициями и в контекстном меню выбираем пункт «Замена значений».

У меня глубина парсинга 150 позиций, значит, я заменяю 0 числом 151.

4.2.5. Объединить данные

Теперь нужно подтянуть данные из таблицы со структурой в таблицу с позициями:

● в таблице с позициями в ленте навигации выбрать Главная -> Слияние запросов;
● в появившемся окне в нижнем выпадающем списке выбрать таблицу, из которой нужно получить данные;

● теперь необходимо выбрать общие сущности в обеих таблицах, т. к. по этим сущностям будет осуществляться объединение. В наших таблицах — Поисковые запросы;

● нажать «Ок» — и мы получим столбец со свёрнутыми таблицами;

● развернуть нужные столбцы;

Таким образом, мы получили структурированную по категориям семантику с позициями.

4.2.6. Преобразование типов данных

В Power BI нужно очень внимательно следить за тем, какой тип данных имеет каждый из столбцов. Часто бывает так, что числовые данные имеют текстовый тип, а это приводит к ошибке при моделировании данных.

Типы данных отображаются в иконках в заголовках таблиц:

Чтобы преобразовать тип данных, достаточно кликнуть по этой иконке и выбрать нужный тип.

Приведите все столбцы к своему типу данных.

Подробнее о типах данных в справке

После того как мы загрузили все данные и произвели нужные манипуляции, можно загружать их в рабочую область:

В навигационной ленте нужно нажать «Закрыть и применить».

5. Моделирование данных

Теперь для отслеживания видимости необходимо вычислить все нужные метрики. В этом нам помогут меры, которые вычисляются с помощью DAX.

DAX — это коллекция функций, операторов и констант, которые можно использовать в формуле или выражении для вычисления и возврата одного или нескольких значений.

Чтобы ближе ознакомиться с этими понятиями, почитайте официальные источники:

Основные сведения о DAX
Меры в Power BI

Чтобы создать меру, нужно в ленте навигации выбрать Моделирование ->Новая мера и в поле формулы с помощью языка DAX написать меру:

Создадим следующие меры:

ТОП10 — абсолютное значение запросов в ТОП-10;
%ТОП10 — относительное значение запросов в ТОП-10;
WS-ТОП10 — сумма частоты по Яндекс. Вордстату в ТОП-10;
%WS-ТОП10 — доля частоты по Яндекс. Вордстату в ТОП-10;

ТОП10

Нам нужно посчитать количество запросов в ТОП-10 за последнюю дату в заданном диапазоне.

Формула DAX:

CALCULATE(SUM(‘ ваш-набор-данных'[Индекс]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MAX(‘ваш-набор-данных'[Дата]));’ваш-набор-данных'[Позиция]<=10)

Здесь мы суммируем значения столбца «Индекс», если значение столбца «Позиция» меньше или равно 10. Суммирование осуществляется только в том случае, если в столбце «Дата» дата соответствует крайней дате в заданном диапазоне.

%ТОП10

Достаточно разделить количество запросов в ТОП-10 на общее количество запросов.

Формула DAX:

[ТОП-5]/CALCULATE(SUM(‘ваш-набор-данных'[Индекс]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MAX(‘ваш-набор-данных'[Дата])))

WS-ТОП10

Аналогично мере ТОП-10, только здесь мы будем суммировать не значения поля «Индекс», а значения поля частот по Яндекс. Вебмастеру.

Формула DAX:

CALCULATE(SUM(‘ваш-набор-данных'[«!WS»]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MAX(‘ваш-набор-данных'[Дата]));’ваш-набор-данных'[Позиция]<=10)

%WS-ТОП10

Формула DAX:

[WS-ТОП10]/CALCULATE(SUM(‘ваш-набор-данных'[«!WS»]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MAX(‘ваш-набор-данных'[Дата])))

Аналогично следует сделать и для ТОП-5, ТОП-100.

Также нам нужна отдельная мера по позициям за крайнюю дату. Она позволит сформировать отчёт с разницей позиций за крайнюю и первую даты по каждому запросу.

Позиция сегодня:
CALCULATE(SUM(‘ваш-набор-данных'[Позиция]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MAX(‘ваш-набор-данных'[Дата])))

Помимо этих мер, имеет смысл сделать меры, которые отображают, как изменился процент запросов в ТОП-10 по сравнению с предыдущим периодом.

Обозначим эти меры таким образом:

d-Позиций — разница запросов за крайнюю и первую даты;
d-%ТОП10 — разница % запросов в ТОП-10;
d-%WS-ТОП10 — разница доли частоты в ТОП-10.

d-Позиций

Формула DAX:

CALCULATE(SUM(‘ваш набор данных'[Позиция]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;»ваш-набор-данных'[Дата]=MAX(‘ваш-набор-данных'[Дата]))) — CALCULATE(SUM(‘ваш-набор-данных'[Позиция]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MIN(‘ваш-набор-данных'[Дата])))

d-%ТОП10

Разницу вычисляем по формуле: [% запросов в ТОП крайняя дата] — [% запросов в ТОП первая дата].

Формула DAX:

[%ТОП-10] — CALCULATE(SUM(‘ваш-набор-данных'[Индекс]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MIN(‘ваш-набор-данных'[Дата]));’ваш-набор-данных'[Позиция]<=10)/CALCULATE(SUM(‘ваш-набор-данных'[Индекс]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MIN(‘ваш-набор-данных'[Дата])))

d-%WS-ТОП10

Формула DAX:

[%-WS-ТОП-10]-CALCULATE(SUM(‘ваш-набор-данных'[«!WS»]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MIN(‘ваш-набор-данных'[Дата]));’ваш-набор-данных'[Позиция]<=10)/CALCULATE(SUM(‘ваш-набор-данных'[«!WS»]);FILTER(‘ваш-набор-данных’;’ваш-набор-данных'[Дата]=MIN(‘ваш-набор-данных'[Дата])))

6. Визуализация данных

Теперь можно переходить к визуализации данных и построению отчётов.

Отчёт в Power BI может состоять из визуализаций, основанных на полученных наборах данных. Данные могут быть обработаны и отфильтрованы по-разному.

Основными полями для работы являются:

1. Страница — на ней формируется отчёт;
2. Визуализации — различные графики и таблицы;
3. Поля — данные, на основе которых формируются визуализации;
4. Фильтры — удобная фильтрация данных на различных уровнях.

Подробнее об отчётах можно узнать здесь — https://goo.gl/JWXMLn

В Power BI есть стандартные и пользовательские визуализации. Пользовательские можно загрузить с официального сайта.
Нам понадобится визуализация HierachySlicer

Скачайте и установите визуализацию в Power BI:

Рассмотрим, как сконструировать небольшой отчёт:

● Добавить фильтр по датам;

Выберите в панели «Визуализации» иконку с фильтром, а в панели «Поля» — поле «Дата».

● Таким же образом добавить фильтр по полю «Изменение 1»;

● Сформировать таблицу с нашими метриками;

Выберите визуализацию «Таблица» и сформированные меры из набора данных.

● Точно так же добавить таблицу с запросами;

● С помощью визуализации HierachySlicer сформировать навигацию по категориям и подкатегориям.

В итоге мы получили удобный отчёт, благодаря которому можем видеть, как изменилась видимость за нужный период по категории и запросам. Сразу можно переключаться на нужную категорию и просматривать позиции запросов. Благодаря фильтру по изменениям мы можем отдельно отслеживать позиции запросов страниц, на которых вносились изменения.

Таким образом, вы можете формировать свои отчёты и всегда держать видимость сайта под контролем. Главное преимущество Power BI в том, что проделать все эти шаги нужно лишь раз, а дальше данные будут обновляться при нажатии кнопки «Обновить».

Полезные ссылки:

Начало работы Power BI — https://goo.gl/p3Jrg7
Обучение основам DAX за 30 минут — https://goo.gl/4kSEVH
Русскоязычный блог о Power BI — https://goo.gl/HECyzD

Яндекс расскажет о безопасном поиске и поиске по свежим документам

8 июня 2017 года в 18.00 в конференц-зале «Экстрополис» московского офиса Яндекса пройдет встреча со специалистами Яндекса, которые занимаются усовершенствованием поисковых алгоритмов, обучением поисковой системы и извлечением сигналов для ранжирования результатов поиска.

На этот раз будут доклады на три темы:

• о поиске по видео — он устроен непросто и интересно;
• о безопасном поиске - как Яндекс защищает пользователей от мошенников;
• о поиске по свежим документам — очень подробно, раньше нигде так не рассказывали.

Участие во встрече бесплатное, но нужно зарегистрироваться. Количество мест ограничено.
 

Яндекс запустил Яндекс.Дзен для производителей контента

Яндекс анонсировал запуск Яндекс.Дзена для производителей контента, которые хотят публиковаться в ленте сервиса рекомендаций.

Платформа для издателей, брендов и авторов позволяет всем желающим создать свой канал или издание в Яндекс.Дзене и публиковать там свои материалы. Теперь Дзен – это не только дистрибуционная платформа, но и платформа для создания контента. Любой желающий сможет зарегистрироваться в Яндекс.Дзене, открыть там свой канал и начать создавать свой контент с помощью специального редактора.

Самое интересное за неделю

AdWords запустил новую интеллектуальную стратегию назначения ставок

Она получила название «Максимум конверсий». Для оптимизации ставок на аукционах используется технология машинного обучения.
 

Google запускает новое решение для рекламных измерений

Google объявил о запуске Ads Data Hub – измерительной системы для кросс-девайс кампаний в YouTube, КМС и DoubleClick Ad Exchange.
 

Ahrefs: готовые ответы Google снижают CTR первой позиции на 6,4%

Компания Ahrefs поделилась результатами нового исследования, посвящённого влиянию готовых ответов Google на кликабельность органических результатов поиска.
 

AdSense объявил, что меры по блокировке рекламы на уровне страницы запущены по всему миру

В сервисе также обновился Центр правил. Теперь в нём доступно больше информации о нарушениях и о том, как выйти из-под санкций.
 

myTarget запускает новую модель оплаты размещения видеорекламы – CPV

Рекламный сервис myTarget позволит рекламодателям оплачивать только фактические просмотры рекламных видеороликов.
 

Google сообщил об изменениях в спецификации данных о товарах

Google сообщил о предстоящих изменениях в спецификации данных о товарах в сервисе Google Покупки. Они вступят в силу 26 июня.
 

Исследование: показатели кликабельности в Google в 2017 году

Компания Ignite Visibility поделилась результатами исследования, посвящённого определению показателей кликабельности для отдельных позиций в результатах поиска Google в 2017 году.
 

В Google появилась вкладка с персональными результатами поиска

С её помощью пользователи смогут быстро находить свои данные из других сервисов компании – Gmail, Фото и Календаря.
 

Google добавит функцию блокировки рекламы в Chrome в начале 2018 года

Об этом сообщил старший вице-президент компании Шридхар Рамасвами.
 

Яндекс открыл доступ к API Яндекс.Погоды

Яндекс открыл доступ к API сервиса Яндекс.Погода, гиперлокальные погодные данные с которого можно использовать для маркетинговых кампаний.
 

В Яндекс.Метрике появился отчёт по кросс-девайсным конверсиям

С его помощью можно будет отслеживать конверсии клиентов, которые посещали сайт с нескольких устройств.

Мэри Микер назвала интернет-тренды 2017 года

Мэри Микер, известный веб-аналитик и партнёр венчурной компании Kleiner Perkins Caufield and Byers, представила отчёт об интернет-трендах за 2017 год.

Среди основных трендов - замедление роста интернет-популяции, ускорение роста онлайн-рекламы и ecommerce и увеличение роли Китая как технологического конкурента США.

Подписаться на Twitter    Подружиться на Facebook    Отправить другу 
Copyright © 2017 Searchengines.ru,, All rights reserved.
Вы получили эту рассылку, поскольку регистрировались на сайте Searchengines.ru. Вы можете всегда отписаться от нее, переслать другу, а также обновить свой профиль подписчика.

Наш почтовый адрес:
Searchengines.ru, , Moscow, 65000, Russia
отписаться от этой рассылки    обновить настройки подписки 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Напоминание: сохранить данные хронологии? Решите в ближайшее время

Здравствуйте, Торговый Дом! В вашем аккаунте включена хронология, которая помогает вспомнить, г...